12+

КОРОЛЕВА ПО ИМЕНИ ГУЗЕЛЬ

Рубрика: Персона

26.01.2018

«Скажите, как вам понравился вечер?» «О‑о‑о, я как будто попал в сказку!», — такой диалог подслушала в темноте уфимской улицы и, тоже побывав в том волшебном мире, соглашусь: это было как в сказке.
Гузель Рашидовна Асадуллина — королева. У меня есть свой образ королевы — Елизаветы Английской — в пору расцвета её молодости (мой папа, съездив в Англию переводчиком, привёз шикарный альбом фотографий Елизаветы Второй, и мы с сестрой затискали его вдоль и поперёк). Если найдёте фото — сравните! Мне теперь больше нравится — догадайтесь кто? Правильно, Гузель.
Гузель — артистка. Как она управляет людьми — наверное, не хуже королевы Британии. Мы сидели в кабинете оперного театра — это было 14 апреля 1996 года — после премьеры оперы Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения», и она царила в том небольшом пространстве. Её супруг, Ай-дар Хизбуллович Зубайдуллин (поставивший хореографию в том спектакле), играл на фортепиано Моцарта, а мы с Валерием Игнатьевичем Платоновым (дирижёром-постановщиком) наслаждались, наблюдая, как Гузель слушает его игру… Сила её обаяния не знает пределов. И она правильно выбрала профессию: вероятно, ни одно искусство так не нуждается в сиюминутном присутствии зрителя, как танец.
Гузель — танцовщица. И я видела — именно в тот, юбилейный вечер, 25 ноября 2017 года — как она танцует. Не только в момент, когда со своим партнёром Римом Абдульмановым (25 лет эта пара покоряла сердца) она совершила «круг почёта». Она, кажется, танцевала весь вечер, реагируя заметными и незаметными движениями на всё, что происходило на сцене. Принимая подарок — шикарную шаль — от заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Салавата Сагитова, слушая тёплые слова поздравлений — от министра культуры Башкортостана Амины Шафиковой, внимая телеграммам — от министра культуры России Владимира Мединского, от первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой и многих, многих других. Что уж говорить: такая «движущаяся» реакция была естественна, особенно на видеоприветствия от коллег — руководителей танцевальных ансамблей со всей страны, народных хоров.
Все в Башкирии воспринимают в качестве главного культурного бренда, желанного везде и всюду, наш ГААНТ — Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова. Гузель Асадуллину справедливо будет назвать центральным алмазом в диадеме этого коллектива. С 15 лет она вошла в ансамбль по приглашению легендарного маэстро Хашима Мустаева, углядевшего её великолепные профессиональные перспективы на смотре-конкурсе (где она заняла первое место). Выдвинувшись в солистки, Гузель обрела яркий репертуар: «Азамат», «Бурзяночки», «Загида», «Танец с кубызом», «Дружба» — всем известные танцы, они словно «вращались» вокруг её блистательных сольных выходов.
Салават Талгатович Сагитов, поздравляя Гузель Рашидовну с юбилеем, выстроил в своей речи яркую цепь: Гаскаров — Мустаев — Асадуллина. При этом, будучи выпускником авиационного вуза, он привлёк неотразимую метафору: родоначальник ансамбля Файзи Адгамович Гаскаров построил самолёт (а это было смелой затеей), и самолёт полетел. Хашим Фатыхович Мустаев усовершенствовал его, привнеся в народный танец классический опыт, и нос самолёта поднялся, он полетел выше. Сегодняшние танцоры, видя перед собой такие образцы, как Гузель Асадуллина, должны стремиться подняться ещё выше. И в этом сложность для них.
Однако, вместе с тем, это для сегодняшней танцевальной молодёжи и счастье. Работая педагогом-репетитором, репетитором-постановщиком, Гузель Рашидовна, как правильно говорят, умело и убедительно передаёт секреты. Секреты мастерства.
Юбилейный вечер приоткрыл нам один такой секрет — занятия у станка. Рассказывают, что сама Гузель работала у станка не то что до седьмого, а и до восьмого пота. Хашим Фатыхович был требовательным руководителем. Но и мудрым. «Не хочешь добиться результата– пиши заявление об уходе». Она-таки и написала (о её характере знают многие). Но мэтр не уволил девушку, а побудил к ещё большему усердию…
Гузель могла стать и классической балериной. «С младых ногтей» занималась девочка в балетной студии Башкирского оперного театра у заслуженной артистки РСФСР Майи Афзаловны Тагировой. Майю Афзаловну называют не только изумительной балериной, но и потрясающим педагогом. Оказывается, Тагирова проводила классику и в ансамбле Гаскарова, и Гузель бесконечно благодарна за эти уроки.
Почему же девочка предпочла народные танцы, выбрала фольклорные мотивы? Может быть, в силу их большей жизненности? Или несравненной тонкости, незаштампованности? Имею в виду, в частности, движения рук. На руки Гузели Асадуллиной можно любоваться бесконечно. Казалось бы, идея проста: в башкирских народных женских танцах воспроизводятся многочисленные «трудовые движения». Нередко даётся подражание птицам или животным. Говоря об истории танца, специалисты подчёркивают главенствующую роль рук в женском танце, их основную смысловую нагрузку. Посмотрите многочисленные видео — руки действительно красивы. Но у меня мнение субъективное — прекраснее движений, чем у Гузели, я не нашла!
Солистка. Уже это говорит о большом честолюбии. Соратники свидетельствуют о некоторых моментах, раскрывающих подобные чёрточки. Например, в Москву, в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) она поступила, решив сделать это вместе со своими партнёрами, Римом Абдульмановым и Айдаром Зубайдуллиным. Пишут, что на заключительном экзамене её оценили как состоявшегося педагога! О том, какой же она педагог-репетитор, можно судить, к примеру, по танцам молодого состава «гаскаровцев», представших в юбилейной программе Гузели Асадуллиной. Зрители были просто в восторге от темпераментной «Калинки»!
Гузель притягивает к себе. Вы не забыли, кто пришёл поздравить её? Добавлю ещё художественного руководителя хореографического колледжа и балета Башкирского театра Леонору Куватову, певцов Флюру Кильдиярову, Назифу Кадырову, Ямиля Абдульманова, Геннадия Родионова, Руслана Хабибуллина… Целый ансамбль «Мирас» вышел на сцену, темпераментно отплясав «Северных амуров». Конечно, детская студия — «зелёная поросль» самого гаскаровского ансамбля — преподнесла свой подарок, хореографическую композицию на песню «Детство» (пишут, что занимаются там более 200 человек!) Кстати, Амина Ивниевна Шафикова призналась со сцены: в детстве у неё в комнате висела фотография Гузели Асадуллиной! Она помнит тот лучистый взгляд… Может быть, именно поэтому она теперь водит свою дочку в танцевальные классы.
Вернёмся к сравнению с королевой. Гузель Рашидовна не скрывает, а, напротив, принципиально считает, что солистка (солистка ансамбля имени Гаскарова) просто обязана чувствовать себя королевой. И не меньше, и не иначе! В одной статье приводится суть понимания Гузелью этого замечательного утверждения: «Королева — это не только красота и достойная (обратите внимание — не какая-нибудь, а именно достойная) поза, но и характер. Может быть, характер прежде всего. И темперамент, женственность — они должны исходить изнутри, а не быть лишь внешним кокетством».
Чего-чего, а внешнего кокетства у Гузели Асадуллиной мне обнаружить не довелось. Вместе с супругом Айдаром Зубайдуллиным она глубоко осмысливает и своё дело — состояние хореографического искусства, всей культуры Башкортостана, и философские проблемы человечества. Она высоко несёт свой талант. Исполняет свой долг — быть не только хранительницей, но и «движителем» народно-танцевальной, общекультурной традиции в нашей республике. А широчайшее признание следует за столь весомыми деяниями.
0
36


0
Оставить комментарий