12+

Дар исчезающих мгновений

Рубрика: Театр

В нынешнем году исполнилось бы 90 лет яркому танцовщику из славной когорты корифеев Башкирского балета – заслуженному артисту Башкортостана, заслуженному работнику культуры России Фариту Сабировичу ЮСУПОВУ

Танец – сиюминутное явление таланта, даже телекамера не в состоянии передать его динамику, обаяние, красоту. К тому же в 1940-50-е годы телевидения не было, киносъемки проводились крайне редко. Так что фотографиям, пусть не очень высокого качества, пожелтевшим от времени, нет цены. В семье Фарита Сабировича Юсупова к ним относятся бережно, они словно путеводитель по тридцатилетней сценической жизни в Башкирском государственном театре оперы и балета. Влюблённый Гирей из «Бахчисарайского фонтана», коварный Ротбарт из «Лебединого озера», красавец Сеид из «Корсара», вспыльчивый Тибальд из «Ромео и Джульетты», страдающий Квазимодо из «Эсмеральды», фанатичный Салим из «Черноликих»… Спасибо фотографам (чьи имена, к сожалению, теперь и не восстановить), что запечатлели мощные, ну просто фантастические юсуповские прыжки, передали страсть и огненный темперамент танцовщика.
Во время декады башкирского искусства в Москве Арсланбай из «Журавлиной песни» в исполнении Фарита Юсупова потряс искушённую столичную публику. Газеты отметили яркую работу артиста, высокую технику, богатство танцевальных и мимических приёмов, создающих необузданный, хищный, жестокий, но сильный характер. Столь же колоритен был и его Командор из другого декадного спектакля – «Лауренсия».
…В раннем детстве Фарита приобщила к сцене его знаменитая тетя – одна из первых башкирских актрис Бедер Юсупова, он участвовал в спектаклях Башкирского театра драмы. С её подачи в 1935 году попал на просмотр к педагогам Ленинградского хореографического училища, приехавшим в Уфу. Среди двенадцати детей, отобранных комиссией, был Фарит Юсупов.
Не всё оказалось просто для десятилетнего оторванного от семьи мальчика в огромном, красивом, но чужом поначалу городе. Со временем ритм жизни, учебы-работы стал привычным, понятным. Учился легко, с каждым годом всё больше осознавая, какие великие учителя помогают ему овладеть классическим танцем: Александр Викторович Ширяев, Алексей Афанасьевич Писарев, Александр Иванович Пушкин. Вскоре и сцена Кировского театра, нынешней Мариинки, стала для него своей – выступал в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», танцевал Шмеля в опере « Сказка о царе Салтане».

 арсланбай нн.jpg  с любо н.jpg  с лерой2.jpg

Началась война, и Фарита Юсупова вместе с выпускниками башкирского отделения ЛХУ отправили в Уфу. Он стал одним из первых профессиональных солистов балета молодого театра. Многому научился, работая рядом с опытными киевскими артистами, эвакуированными в Уфу.
После войны труппа постоянно пополнялась новыми воспитанниками ленинградского училища. Любимой партнёршей Юсупова была Майя Тагирова. Танцевал с ней в спектаклях «Журавлиная песнь», «Гульназира», «Черноликие»… А «Бахчисарайский фонтан»! Это вообще эпоха. Представьте себе спектакль с таким составом: Гирей – неистовый Фарит Юсупов, Мария – утончённая Венера Галимова или нежная Майя Тагирова, Вацлав – лиричный Алик Бикчурин, Зарема – страстная Фирдаус Нафикова. Все представители одной школы, единого стиля, но каждый – яркая индивидуальность.
Любовь Афанасьевна, вдова Фарита Сабировича, вспоминает, что её мама обожала зятя в танце. Придя однажды из театра после «Бахчисарайского фонтана», выразила свое впечатление лаконично и выразительно: «Вся шкура ходуном ходит!»
Действительно, зрительный зал вздрагивал, когда из-за кулис вылетал Фарит Юсупов. Оркестр его очень любил, отмечал выход артиста более яркой игрой. Скажем, в балете «Журавлиная песнь» та же тема охотников начинала звучать более страстно, колоритно.
фарит юсупов - арсланбай.jpgПомню, как ветеран башкирского балета Ильдус Хабиров, тоже выпускник ленинградской школы, только более позднего, послевоенного поколения, с волнением убеждал меня:
- Нельзя допустить, чтобы наш зритель забыл Фарита Юсупова. Это был выдающийся танцовщик. Он существенно дополнял замыслы балетмейстеров, сам придумывал костюмы, убеждал художников. Незаурядная творческая личность! Я танцевал с ним в спектаклях «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Журавлиная песнь» и по себе знаю, как он заражал всех на сцене, заставлял работать на его образ, а в результате выигрывали все артисты и спектакль в целом.
Фарит Сабирович обладал также даром сочинительства, ставил хореографические сцены в операх. Великолепен номер «Наездники», сочинённый им для Фирдаус Нафиковой и мужской группы балета. В 1950-е годы работал главным балетмейстером театра.
К сожалению, для артистов балета годы летят особенно быстро. Многие убедились: лучший способ продлить творческую жизнь – педагогическая работа. В течение трёх десятилетий Фарит Юсупов руководил народным балетным коллективом. Второй акт «Лебединого озера», «Шопениана», «Болеро» Равеля – это лишь часть того, что поставил Фарит Сабирович с юными артистами. Только в одном спектакле – «Уральский сказ» (либретто написала дочь Диляра, профессиональный музыкант) – участвовало 60 ребятишек разного возраста, начиная с крох. Многие выросли на глазах, поступили в училище, стали профессиональными танцовщиками.
Вот и получается, что исчезающие мгновения обретают новое сияние. Душа танца, страсть, огонь темперамента Фарита Юсупова продолжает жить в последующих поколениях.


На снимках из семейного архива Юсуповых: в балетах «Журавлиная песнь», «Черноликие», «Бахчисарайский фонтан» – с Г.Сулеймановой, М.Тагировой, Х.Сафиуллиным; в гримерной с женой Любой; с дочерью Дилярой.

0
30
ВЫИГРАЙ СУПЕРПРИЗ!


0
Оставить комментарий