12+

«Пролог» - воссоздание мифа

Рубрика: Театр

Хорошей визиткой современного искусства нашего региона стал проект «Легенда о Саошианте», показанный на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида», что состоялся в Крыму в июле этого года. Он являет собой мультимедийный хореографический спектакль с видеоинсталляцией, балетным размышлением на симфоническую музыку композитора Азамата Хасаншина в хореографии Ольги Даукаевой. Проект был представлен молодой балериной Адэлиной Алчиновой, удостоенной за него гранта форума.
Это результат вдохновенной совместной работы троих талантливых творцов, каждого в своем жанре. А если к этому синтезу прибавить оригинальный видеоряд Александра Соболева — с силуэтами картин Василя Ханнанова и монохромной, не мешающей танцу видеодекорацией из степного ковыля, то можно наглядно представить, как разные виды искусства помогли друг другу оживить древние символы, архаические смыслы, вдохновившие Азамата Хасаншина на музыкальное воссоздание «Легенды о Саошианте.

IMG_8477.jpg«Эта зороастрийская легенда повествует о Спасителе человечества, который должен явиться на закате времён и отделить Добро от Зла, - говорит Азамат Хасаншин. - Задумано несколько вечных мифологических сюжетов: тема братьев-близнецов (Добро и Зло), тема рая и змея в раю, образы небесных светил, ещё некоторые мифологические линии и, как кода, — самопожертвование героя». Автор переосмыслил её через сюжеты башкирского эпоса «Урал-батыр». Целью было создать некое открытое пространство, дабы показать единство символики танца, жеста и музыки. Чтобы зазвучали те глубинные древние смыслы, возникшие на заре существования человечества, когда люди наряду со своими первопредками ощущали себя частью природы — животных, растений, камней. «Пролог», - продолжает А. Хасаншин, - рассказывает об этой первой фазе. Урал-батыр - герой, очищающий Землю от чудовищ, в итоге приносит себя в жертву для спасения народа и тем перемещает в будущее свою силу и мощь».
Такие темы невозможно реализовать без концепции, и тут на помощь музыке пришло пластическое искусство.
IMG_8488.jpgОльга Даукаева - опытный и вдумчивый хореограф и музыковед, она предпочитает всегда лично общаться с композиторами. Как показать нашу причастность древней тюркской культуре, отражённую в этой глубокой «эпической» музыке, с участием этнических инструментов? Надо было оставить некую «подушку» абстрактности, характерной для contemporary dance. Ею была найдена материально-духовная опора - при создании движений использовать древние тюркские рунические иероглифы, органично ведущие тему Великой степи, восхода солнца, мужского и женского начала, героических поединков. «Как воспроизвести их, как перейти от одного символа к другому? В процессе работы возникли сольные эпизоды и групповые квартетные комбинации, дуэтные обширные фрагменты, - рассказывает Ольга Альфатовна. - Композиционно использовались приёмы полифонии: экспозиция фуги, «стретты», инверсия. Важно было выразить самоидентификацию героев в историческом контексте и различные виды эмоциональных состояний».
Для неё синтетические мультимедийные перформансы - не первый опыт. Очень интересным оказалось «Песочное соло для слов, снов и сов» - пластический спектакль для струнного квартета, песочной анимации и четырёх исполнителей. Хореограф-постановщик, руководитель мастерской современной хореографии «МеЖду Танцем», она в разное время успешно преподавала на актёрском факультете в УГАИ, в БХК им. Р. Нуреева, в БГПУ и поставила много интересных спектаклей, один из которых «Орлеанская дева» в Башкирском театре оперы и балета.
адэлина алчинова.jpgТворческий тандем с любимой ученицей Адэлиной Алчиновой у неё продолжается более четырёх лет . «Адэлина — очень ответственный человек, тонко чувствующий, для неё характерны свежесть подачи и прекрасная техника, - говорит Ольга Альфатовна. - Это «трюкачка», но с особой лирической нотой, эксцентричность «в себе», «скерцозность» - своеобразный пластический камертон. Это тот случай, когда на исполнителя не хочется шить костюм, чтобы не затмить её исполнительский инструмент. Очень темповая, умеет работать в быстром темпе, не теряя заданных акцентов».
Наверно, тут нет ничего удивительного. Адэлина с раннего детства делала успехи в спортивной, а затем и в художественной гимнастике (кандидат в мастера спорта), занималась в студии «Созвездие», где её педагогами были выпускница Вагановки Клара Исмагилова и тренер Тамара Хакимова. В 17 лет девочка впервые встала на пуанты. В 2012 году поступила в Уфимскую академию искусств, где училась у Олии Галеевны Вильдановой, также выпускницы Вагановки. За эти годы приняла участие во многих международных, российских и республиканских конкурсах. Сейчас намеревается учиться в Академии русского балета имени Вагановой.
Победа на «Тавриде» - итог трёхлетних трудов Адэлины над «Легендой» вместе с Азаматом Хасаншиным и Ольгой Даукаевой, ведь «Пролог», напомним, только первая часть, и балет ещё находится в разработке. Экспертный совет крымского форума высоко оценил проект, музыку и танец нашей молодой балерины. Её даже вызвали в Крым, так как было решено продлить мероприятие ещё на одну смену. Надеемся вскоре увидеть и услышать постановку этого замечательного проекта в Уфе.

0
62


0
Оставить комментарий