12+

Золотые рыбки Елены Прокопьевой

Рубрика: Театр

31.10.2017

Напомним, что Елена Анатольевна Прокопьева - режиссёр танцевальных и драматических спектаклей, хореограф-постановщик, создатель и художественный руководитель танцтеатра «Крепостной балет» (Санкт-Петербург). Она имеет колоссальный опыт работы в танцевально-драматическом жанре. Сотрудничала с признанными хореографами России и Европы (в 2008 году Пина Бауш пригласила Прокопьеву на фестиваль современного танца в Вупперталь со спектаклем «Приступ нежности» с участием солистки Дианы Вишневой). В 2010-ом осуществила постановку танцевально-драматического спектакля «Уроки танго и любви» - совместный проект танцтеатра «Крепостной балет» и народной артистки СССР Алисы Бруновны Фрейндлих, сыгравшей главную роль, который успешно гастролировал по стране и ближнему зарубежью в течение шести лет. Имея за плечами  почти тридцатилетний опыт работы в жанре танцтеатра, являясь автором более чем 30-ти постановок, сегодня Елена Прокопьева чаще выступает режиссёром драматических спектаклей, которые, естественно, не обходятся без определённого пластического решения, а также проводит авторские лаборатории для артистов смежных видов сценического искусства.
Принимающей стороной и организатором мероприятия от Уфы стала Ольга Даукаева, хореограф-постановщик, руководитель мастерской «МеЖдуТанцем», лауреат всероссийских и международных конкурсов современной хореографии, преподаватель кафедры хореографического искусства УГИИ. Она рассказала о том, почему для масштабного мастер-класса была выбрана именно Елена Прокопьева:
- Эксперименты в области современного танца всегда вызывают сильную реакцию. Танец – удивительная сфера, здесь инструмент исследования – тело, само исследование может быть бесконечным.  Спрогнозировать, к чему приведёт недельная лаборатория, практически невозможно. В ситуации Елены Анатольевны в финале всё подчинилось звучанию клавирных сочинений Баха в исполнении Гленна Гульда, уже за это отдельное спасибо! Тридцать шесть исполнителей, пять интенсивных постановочных дней, мастерство режиссёра, и - полнометражный часовой (!) танцспектакль, сотканный из точных жестов, пронзительных метафор, отчаяния и обречённости, искренности и нелепости, смеха и красоты. Фантастика!
Долгое время внутри блуждало желание объединить всех знающих и чувствующих современный танец уфимцев в одном общем проекте. Не секрет, что постмодернистский танец, танцтеатр – история все-таки для зрелых, взрослых исполнителей. Идея Лаборатории и состояла в том, чтобы собрать танцоров и актёров, готовых на подобный непростой формат. И получилось! Светлана Аюпова («Alter ego»), Сергей Андриянов («Своими ногами»), Александр  Родионов («Ренессанс»), представители «Танцкласса», мастерской «МеЖдуТанцем», студенты и выпускники УГИИ, Оксана Габсалямова, Александра Катасонова -  все на одной площадке, в одном художественном пространстве, все в танце!
Почему приглашена именно Елена Анатольевна? Потому что на обычные мастер-классы такую команду не соберёшь, потому что в Уфе есть определённый голод  на серьёзный, глубокий современный танец и есть желание сценического высказывания. И нужен был такой постановщик, который действительно смог бы в короткие сроки, работая с незнакомым материалом, создать новое, неожиданное, но, вместе с тем, законченное и убедительное произведение. Этим постановщиком оказалась Елена Анатольевна. Она уникальна.
После итогового показа на «Чердаке», едва вместившего в себя аудиторию, желающую внимать новой хореографии, Елена Прокопьева уделила несколько минут журналистам. Она  рассказала о своей лаборатории и о том, какое впечатление оставила у неё танцующая Уфа:
- На нашу Лабораторию в Петербурге собираются со всей страны балетмейстеры, актёры, драматические режиссёры, артисты балета -  солидная публика. В течение десяти дней под живой оркестр мы делаем для них творческий проект, и в итоге люди начинают мыслить по-другому. Ведь у нас даже профессиональные хореографы часто не знают многого из того, что составляет понятие  «современный танец». Мы пытаемся походить на Европу, но у нас другой менталитет и другая техника. Порой люди забывают, что, например, контемпорари начался с «Русских сезонов» Дягилева. Конечно, технике нужно учиться, но создавать необходимо своё. Современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Это Иржи Килиан, Пина Бауш, Анжелен Прельжокаж и все те, кто пошёл своей дорогой.
Как правило, приезжающие учиться в Петербург говорят: «Поучимся и останемся». Хотя я всех предупреждаю: найти работу хореографа в Питере очень сложно. Единственный, кто сказал, что хочет вернуться в родной город, чтобы изменить там ситуацию, это Аделина, ученица Академии Вагановой и уроженка Уфы, которая пришла ко мне два года назад. Меня это подкупило. И когда она спросила, не соглашусь ли я поехать в Уфу, я ответила: «Почему бы и нет». И вот я здесь.
Я ожидала, что на Лабораторию придут человек двадцать, не больше, и была очень удивлена прекрасной организацией мероприятия и количеством собравшихся людей. Получились две полновесные группы, и всю эту неделю я почти не спала из-за внутреннего напряжения.  
Как-то  раз я была в Уфе в качестве члена жюри одного из детских конкурсов. Тогда  даже город не успела увидеть, потому что сидела и «жюрила» два дня с утра до вечера. А теперь поразилась, как тепло меня  встретили, сколько подарили любви. Собралась интересная компания - и профессионалы, и любители, и те, кто делает первые шаги в современной хореографии.  Конечно, было сложно работать,  в процессе репетиций ребята и плакали, и нервничали, но в последний момент собрались и выдали отличный результат.
Выезжать с Лабораторией мне приходится очень редко. Если я чувствую, что это кому-то интересно,  то принимаю приглашение и приезжаю. Так было в Самаре, где на встречу со мной собралось сто человек. Мы до сих пор поддерживаем отношения.
В Уфе огромный потенциал, много танцующих, большое количество коллективов, детских и взрослых. Но в процессе повседневной  работы, как это часто случается, взгляд у людей  немного замыливается. Это ни в коем случае не связано с понятием «провинция» (в этом плане и Петербург – провинциальный город). Я как раз думаю, что вся творческая энергия, все таланты сосредоточены не в столицах. Здесь, в провинции, всё ещё живое.
Конечно, за неделю выстроить хореографию на очень разную публику было крайне сложно. Главная сложность заключалась в необходимости изменить мировоззрение людей, вытащить их из своих стереотипов, заставить  заниматься самообразованием, развиваться, интересоваться всем - от истории искусства до новейших веяний. Я помню из времени своей учёбы, как педагог даже не разговаривал со мной, если я пришла на занятия, не посмотрев ту или иную премьеру. А сейчас, в век новейших технологий, для саморазвития есть все возможности! Я много говорила хореографам о том, какая на них лежит ответственность за обучение детей и взрослых. Ведь в танце отражается внутренний мир, а  если он беден, если внутри у тебя ничего нет, то нечего дать и  другим.
Современный театр тем и хорош, что ничего не надо придумывать. Есть предлагаемые обстоятельства, в которые нужно поверить и органично в них существовать, ничем не прикрываясь и ни на кого не оглядываясь. У многих  проблема в том, что, увидев некий образец, они начинают делать так же. Я возражаю: надо делать ровно наоборот! Пусть поначалу это будет выглядеть смешно, коряво, но  потом вы сами поймёте, какое это счастье – быть неповторимым, самодостаточным, абсолютно уверенным в себе нормальным человеком. Тогда никто не сможет диктовать и навязывать вам свою волю. Тогда мы будем свободны как птицы: куда хотим, туда и летим. Всё у людей в руках и в сердце. Жить в позитиве, наслаждаться каждым днём - вот что нужно, чтобы танцевать на сцене. И пусть  не все, но, надеюсь, человек 10-15 после наших занятий поменяют вектор своей жизни.

                                           фото Рафаэля Гатауллина
0
19


0
Оставить комментарий