Общественно - политическая газета Стерлитамакского района Республики Башкортостан

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ ГОТОВИТ ПРОСВЕЩЕНЬЯ ДУХ…»

Образование

11-12 января в школе села Новая Отрадовка собрались умники и умницы Стерлитамакского района, а именно участники Менделеевских чтений и научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Опыт проведения подобных мероприятий в районе отработан (НПК – в 19-й раз) и место традиционное – гостеприимная Отрадовская школа, поэтому чётко и слаженно поработали в эти два дня и экспертное жюри в лице методистов отдела образования, лучших учителей и приглашённых гостей, и сами конкурсанты, стараясь достойно защитить свои научные проекты. Для ребят это первый шаг в науку, в дальнейшем возможность определить своё будущее в профессиональном плане. Для учителей и педагогов участие в конференции – это показатель качества творческой работы, а победа учеников и воспитанников – хороший стимул продолжать сеять доброе, разумное, вечное.

Кто же вновь подтвердил своё мастерство, блеснув талантами, а кто стал новой яркой звёздочкой на небосклоне района?

ЮНЫЕ МЕДЕЛЕЕВЫ И ЭНШТЕЙНЫ


– В XI Менделеевских чтениях работало 6 секций, защищали проекты 54 обучающихся из 18 школ по следующим предметам: биология, химия, экология, физика, математика, география, информатика, – рассказала нам координатор Менделеевских чтений Руфина Ураловна Исхакова. – Хорошие работы, имеющие прикладное значение, были представлены в секциях «Биология и экология», «Информатика», «Школа будущего», «Техническое творчество».

– В нашей секции темы работ в основном имели практическое значение в повседневной жизни и были направлены на облегчение труда и сохранение жизни человека в экстремальных условиях. Как всегда оказались на высоте изобретения воспитанников педагога СЮТ Ф.Ш.Минибаева, которые имели сельскохозяйственную направленность, – поделилась с нами член экспертной комиссии в секции «Физика и техническое творчество» Нурия Талховна Хабибуллина.

Юные изобретатели размышляли об экономичных способах использования строительных материалов (Никита Подгорнов из школы с.Бельское, педагог СЮТ Р.Н.Бигушев), как самим сконструировать датчик для водонапорной башни (Рустам Насыров из школы с.Наумовка, педагог СЮТ Ф.Ш.Минибаев). Прибор, позволяющий вовремя определить повышение уровня воды в реке, поможет своевременно принять необходимые меры в период паводка. Такое устройство представил на суд жюри пятиклассник Тимур Чинкараев. Позволит получить хороший урожай овощей, регулируя режим полива и необходимую температуру воды, прибор восьмиклассника Павла Хисматуллина. Тимур и Павел занимаются в кружке технического творчества, которым руководит Фарад Шагимарданович Минибаев. В итоге среди изобретений первое место было присуждено проекту Никиты Подгорнова. А среди исследовательских работ по физике лучшим был признан проект Шамиля Богданова из школы с.Буриказганово (руководитель З.Г.Газтдинова).

– Сегодня каждый современный педагог задаёт себе вопросы: Как развить у ребёнка способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, – считает учитель биологии школы с.Алатана Розалия Римовна Хайруллина, член экспертной комиссии секции «Биология и экология». – В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

В этой секции, по мнению экспертов, работы были содержательные, интересные, оформлены по всем правилам. Ребята прекрасно отвечали на дополнительные вопросы. И если ученик сумел провести самостоятельное исследование, справился с работой, то можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, адаптироваться к современным условиям.

Секция биологов и химиков была самой многочисленной – всего прослушано 10 выступлений обучающихся 6-11 классов. 


Лучшей была признана работа Розалины Сагинаевой из Первомайской школы по экологии родного края: «Исследование загрязнённости атмосферного воздуха методом лихеноиндекации». Розалина заняла первое место в секции «Экология». Её научный руководитель Р.Р.Кинзагулова. Другая ученица Рузалии Рамилевны – Елена Сиратюк – признана призёром в секции «Биология».

Проекты математиков отличались актуальностью тем, интересным содержанием, многие имели исследовательскую и практическую направленность. Ребята показали хорошее владение материалом, а также умение отвечать на вопросы.

Основной инструмент, применяемый во время обучения, – это счёты. В Китае их называют «абак», в Японии – «соробан». Об этом поведал в своём выступлении Александр Устинов из школы д.Золотоношка. Совсем недавно он увлёкся ментальной арифметикой (абакус). Александр заметил, что его математические способности заметно улучшились после занятий на счётах. Об этом он рассказал другим ребятам. А первое место в этой секции заняла Милена Абдуллина из филиала с.Косяковка школы с.Большой Куганак (руководитель С.А.Иванова).

В секции «Школа будущего» победителем признана Екатерина Чуйкова из школы д.Максимовка (Н.А.Чуйкова, Р.У.Исхакова). Сама за себя говорит секция «История одного открытия», здесь первое место получил Нурлан Иркешев из школы с.Октябрьское (Р.У.Исхакова). В секции «Информатика» лучшей признана работа Данилы Осипова из школы д.Дергачёвка (руководитель Л.Н.Осипов).

За достижениями ребят стоит труд педагогов, наставников. Неравнодушные, творческие, они вдохновляют своих учеников, верят в них. И, как говорится, здесь есть победители, но нет побеждённых. У тех, кто не получил диплома, признание впереди, надо только каждый раз делать шаг вперёд.

ПОИСК ИСТИНЫ В ОКЕАНЕ СЛОВ

DSCF6430.JPG


















После открытия конференции «Шаг в будущее», которая включала музыкальную часть, приветствие и добрые пожелания заведующей методическим кабинетом О.А.Хисматуллиной, конкурсанты разошлись по кабинетам. Члены жюри (каждый из них эксперт в своей области) готовы к прослушиванию, и вот начинается марафон публичных выступлений – защита проектов. В этом году в экспертный совет поступило 94 работы, а в результате экспертизы отобрано 93 проекта. Всего работали 13 секций.

Самая творческая секция «Вдохновение», которая была представлена в рамках секции «Русский язык и литература». Открыла её окрылённая, мечтательная и одухотворённая Гульшат Нигматуллина из школы с.Новая Отрадовка. Она проникновенно, вживаясь в образы, читала свои откровения – именно так можно назвать её творчество в поэтической форме. Цикл её стихов так и назывался – «Как сердцу высказать себя». Гульшат покорила слушателей своим артистизмом, так что внимали ей, затаив дыхание.

Не в первый раз знакомят нас со своим творчеством Аделина Гирфанова и Светлана Хисматуллина из школы с.Бельское (руководитель Наталья Николаевна Валекжанина). Видно, что девушки увлечены творчеством. В этот раз они углубились в стихосложение, изучив такие редкие формы, как рондель (состоит из 13 стихов, организованных в трёх строфах), венок сонетов... Они не просто изучают, но и сами пробуют перо в разных литературных жанрах. Аделина пишет и прозу, прочитала слушателям отрывок из своего произведения «Ангелы смерти» (звучит интригующе, не правда ли?).

Гульшат, Аделина и Светлана были награждены дипломами лауреатов конференции. Хочется им пожелать: продолжайте искать свою истину в океане слов и чувств, и пусть она приведёт вас к гармонии, питающей душу.

А среди знатоков русского языка и литературы лучшей была признана работа Полины Ефановой из школы с.Алатана (руководитель Г.Т.Мусина).

Не в первый раз в НПК принимали участие воспитанники дошкольных образовательных учреждений. В секции «Я познаю мир» мы побывали в тот момент, когда уверенно защищал свой проект «Как краски на палитре появились» Артём Рафиков (Рощинский детский сад). Юного исследователя подготовила воспитатель Т.Н.Кульнева. Отличились также Андрей Купцов (Наумовский детский сад, руководитель Т.М.Стюкова), Даниил Солодский (Рощинский детский сад, Т.А.Ионцева).

– Наряду с признанными лидерами (это Рощинский, Наумовский, Загородный детские сады) в этом году своё творчество показал одногрупповой детский сад с.Косяковка, где заведующая Р.Н.Халикова, – поделилась с нами методист отдела образования член жюри Н.А.Абдуллина. – Приятно было видеть участие и помощь родителей детей.

Судя по выступлениям малышей, было видно, что они ничуть не уступают школьникам в умении держаться, покоряют своей непосредственностью и любознательностью. Надеемся, что к старшим классам у этих мальчиков и девочек будет накоплен солидный опыт исследований и, соответственно, побед.

DSCF6442 copy.jpgУчащиеся младших классов тоже были на высоте. В отличие от старшеклассников они не только владели темой, но и выучили свои выступления наизусть. Поэтому казались более уверенными. Например, интересный проект «Близнецы как две капли воды?» подготовили сёстры Азалия и Амалия Хабибуллины из 3 «А» под руководством учителя школы с.Новая Отрадовка Р.Ф.Шаяхметовой. Работа была посвящена изучению и сравнению внешних данных, особенностей характеров, увлечений и интересов близнецов, коими и сами являются. Девочки приходят к выводу, что люди только на первый взгляд похожи «как две капли воды», на самом деле каждый человек – неповторим. Азалия и Амалия тоже отличаются характерами. Азалия более боевая, активная, Амалия – спокойная, сдержанная, любит животных. Обе читают с упоением (что бы вы думали?) детективы. А кем бы они хотели стать? Азалия говорит, что, может быть, выберет профессию врача или художника (хорошо рисует), Амалия думает, что станет детективом. Проект этих очаровательных сестёр занял первое место 

в секции «Человек и общество». 





DSCF6448.JPGКсения Карпунина из 4 класса школы д.Золотоношка уже знакома нашим постоянным читателям как активная участница различных конкурсов, конференций. Её проект назывался «Огонь, вода и деревянные барабаны» и посвящался изготовлению валенок (руководитель Т.В.Гречко). Ксения рассказала о том, что эта уникальная зимняя обувь без швов была любима на Руси всеми сословиями. Почему так называется работа? Чтобы этот «носок» превратился в плотный аккуратный валенок, он должен пройти через огонь, воду и деревянные барабаны. Ксения попробовала и сама изготовить маленькие валеночки, которые преподнесла в дар членам жюри. Красивые аккуратные валенки были и на самой конкурсантке. Кстати, производство этих изделий сегодня возрождается, выпускаются модели, украшенные стразами, камнями, аппликацией и вышивкой.




– Несмотря на то, что психологов нет в школах, в секции «Социально-психологическое исследование. Социальные проекты» работы были высокого плана, – рассказала член жюри, директор центра «Доверие» И.А.Григорьева. – Сразу же определились лидеры, разница в их оценках всего 1-2 балла. Так, Дмитрий Щучкин из школы с.Новая Отрадовка под руководством учителя Г.А.Урманшиной исследовал ценностные ориентиры молодёжи. А школьницы из села Н.Васильевка Камилла Шарипова и Карина Магадеева (руководитель С.Е.Ильина) подготовили проект, который учит, как изменить отношение окружающих к негативным, на первый взгляд, явлениям, в частности, к дождю, который зачастил прошлым летом. К решению проблемы они подошли творчески – через квест-игры, музыку, живопись, рукоделие и многое другое. Как говорится, у природы нет плохой погоды, а позитив притягивает успех – Камилла и Карина стали победителями НПК.

DSCF6433 copy.jpg– Завтра уезжаю в Анапу, – поделилась с нами Лилия Щукина, девятиклассница из с.Тюрюшля.

Эта поездка – поощрение неоднократного победителя олимпиад и конкурсов разных уровней от комитета по делам молодёжи.

И вот очередная победа на 19-ой научно-практической конференции (секция «Краеведение», номинация «Село»). Лилия оправдала надежды руководителя и на этот раз.

– В 6-ом классе я защищала проект по географии, и вот второй год исследую историю. Интерес к краеведению пробудил во мне наш учитель Д.А.Занин. В процессе исследовательской работы «Село Тюрюшля в 1917 годы» информацию брала не только из учебников, но и из документов Центрального государственного исторического архива РБ.
Лилия уверена, что участие в НПК раскрывает таланты, позволяет быть более уверенной, что поможет в дальнейшей жизни, ну и, конечно, это шанс пополнить свои знания.

Победителями в различных секциях признаны также Мурат Арифуллин (д.Чуртан, Т.П.Антонова), Александра Симакова (с.Б.Куганак, Г.Ф.Саттарова), Мария Парало (д.Золотоношка, А.А.Назаревская), Алсу Сабитова (с.Талачево, Р.С.Султанова), Илья Кузьмин (с.Рощинский, Т.И.Иванова), Азамат Шабаев (с.Буриказганово, Р.Г.Ибрагимова), Дилара Файзуллина (с.Талалаевка, Р.А.Спевак), Софья Иванова (с.Н.Отрадовка, Л.А.Ворожейкина), Мария Данилова (с.Б.Куганак, О.Н.Буцык).
По итогам заседаний секций 40 участникам вручены дипломы 1, 2 и 3 степеней. Проекты победителей будут представлены для участия в конкурсе исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ. Пожелаем им успехов!


Ф.ШАГБАЛОВА

0
78


0
Оставить комментарий